Педагогическая копилка

Развивающие педагогические технологии (из опыта работы педагогов учреждения)

08.01.2024

Современные образовательные технологии

 

Из опыта работы воспитателя дошкольного образования

высшей квалификационной категории

Марины Николаевны Харитоненко

 

 «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители)  осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, освоение учебной программы дошкольного образования.

В Дошкольном центре развития ребенка «Золак» г. Гомеля большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Для этого проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питания, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы. Эффективность применения технологий объясняется тем, что они применяются комплексно. В их реализации участвуют и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель дошкольного образования, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель. Здоровьесберегающие технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Их целью является не только сохранение здоровья, но и формирование здорового образа жизни с самого детства.

Для достижения поставленной цели используются разнообразные методы, приемы, современные методические пособия, которые используются педагогами на занятиях, при организации различных видов деятельности и самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.  

Одним из таких пособий является лэпбук (Лэпбук — это тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал). Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме.

Главная цель Лэпбука «ЗОЖ» (разработала и изготовила воспитатель дошкольного образования М.Н.Харитоненко) - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни. Сформировать доброжелательное, внимательное отношение к окружающим людям, создать у детей радостное, бодрое настроение.

 

Из опыта работы воспитателя дошкольного образования

второй квалификационной категории

Юлии Васильевны Казимировой

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система ставит своей задачей оптимизацию форм образования, выводит образование на более качественный уровень.

В Дошкольном центре развития ребенка «Золак» г.Гомеля уделяется внимание технологии исследовательской деятельности и игровой технологии.

Основное направление технологии исследовательской деятельности, которое используется на занятии – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью эвристических бесед, вопросов проблемного характера, наблюдений, моделирования, опытов.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Задачами игровой технологии являются формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия, социализация ребёнка и включение его в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития, развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

свернуть

Из опыта работы педагогов по формированию здорового образа жизни у воспитанников

08.01.2024

Из опыта работы воспитателя дошкольного образования высшей квалификационной категории М.Н.Харитоненко

(материалы педсовета)

«Формирование культуры питания посредством дидактических игр»

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирования принципов правильного питания. Передо мной, как воспитателем дошкольного образования, стоит задача сформировать у воспитанников представления о культуре питания. И достичь этого позволяет ведущая деятельность – игра. Особое внимание я уделяю дидактическим играм.

Дидактические игры позволяют самостоятельно действовать в определенной ситуации, делать собственные открытия. Они создают условия для развития мыслительных операций, решения логических задач, приобретения опыта мыслительной деятельности, развивают произвольную сферу, учат преодолевать трудности в решении поставленных задач, активизируют творческую и познавательную деятельность.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания.  Дидактические игры формируют у детей основы правильного питания, взаимосвязи питания и здоровья, помогают сориентироваться в многообразии продуктов, нормах и правилах поведения за столом.

Дидактические игры я включаю в специально-организованную и нерегламентированную деятельность, в индивидуальную работу с воспитанниками, а также предлагаю дошкольникам самостоятельно поиграть в свободное время.

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные дидактические игры:

- словесные игры «Кто больше назовет блюд», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Узнай по описанию», «Составь рассказ по коллажу», «Исправь ошибку Незнайки», «Какой сок (варенье) приготовили», «Бывает-не бывает», «Съедобное и несъедобное», «Я знаю много фруктов (овощей и др.)», «Будь внимателен», «Раз, два, три, не зевай, быстро блюдо называй», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Топай-хлопай», «Отгадай загадку, найди (раскрась) отгадку»;

- настольно-печатные игры «Пищевое лото», «Научим Чебурашку накрывать на стол», «Готовим салат (суп, компот)», «Вредная и полезная еда», «Поварята», «Кому что нужно для работы», «Ищем витамины», «Путешествие за полезными продуктами»;

- игры с предметами «Готовим салат», «Чудесный мешочек»,  «Узнай на ощупь», «Подбери продукты», «Узнай по вкусу (запаху)»;

- дидактические упражнения «Укрась слово», «Продолжи предложение», «Скажи какой (какая, какое)» и др.

Большинство игр вариативны, задания усложняются в зависимости от возраста дошкольников, новизны или закрепления представлений, уровня общей осведомленности воспитанников.

Так же мной было разработано и изготовлено дидактическое пособие лепбук «Мы за здоровый образ жизни», в котором собраны разнообразные упражнения и дидактические игры, направленные на формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания и здорового образа жизни («Молочные продукты», «Пищевая пирамида», «Лучшая еда для тела», «В каких продуктах живут витамины», «Вредная и полезная игра»).

Игра "Сложи картинку"

Игра "Четвертый лишний"

Игра "Сварим компот"

Игра "Сварим борщ"

Игра "Найди наощупь"

Игра "Полезная и вредная еда"

Из опыта работы воспитателя дошкольного образования второй квалификационной категории Т.В.Гончаровой

(материалы педсовета)

Питание детей - это главный компонент любой здоровьесберегающей педагогики. Поэтому важно серьезно задуматься о полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов) и помнить о том, что с раннего детства у ребенка необходимо воспитывать культуру питания.

Одним из важных моментов являлось вовлечение родителей в работу по формированию представлений о продуктах питания. Результаты начального анкетирования показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно.  Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания,  сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, использовались различные формы и методы работы с семьей:

беседы с родителями о том, что в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к «детсадовскому»;

консультации «Правильное питание - залог здоровья», «Поговорим о правильном питании», «Прививаем ребёнку интерес к здоровому образу жизни»;

памятки «Пирамида правильного питания», «Здоровое питание детей», «Организация питания детей в семье»;

индивидуальные беседы с родителями, чьи дети плохо кушают.

Домашнее питание должно дополнять рацион учреждения дошкольного питания. С этой целью в приёмных помещениях вывешивается меню на каждый день. Родителям рекомендуется для домашних ужинов использовать продукты, которые ребенок в этот день в учреждении дошкольного образования не получал.

Работу по формированию культуры питания у воспитанников я проводила в различных формах. Это специально-организованная деятельность, беседы, экскурсии, познавательно-практическая деятельность, развлечения.  Воспитанникам предлагала интересные и познавательные задания: проблемные ситуации, загадки, опыты и т.д.

В группе имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Продуктовый магазин», «Кафе».

Систематически с воспитанниками проводились практические занятия: как правильно и красиво сервировать стол,  пользоваться столовыми приборами и принадлежностями,  правильно сидеть за столом. 

В период подготовки к завтраку, обеду и ужину я использовала небольшие четверостишия, потешки, считалки, пальчиковые игры о продуктах питания, о разных блюдах.

Проводила интересные для воспитанников наблюдения и сравнения: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?», беседы «Как ты относишься к кока-коле?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво». 

В работе использовались иллюстрации, книги с изображением продуктов питания, подборки тематических картинок, тематические раскраски «Фрукты», «Овощи», трафареты, наборы открыток с разнообразными блюдами.

Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «День рождения», где дети отображали свой жизненный опыт и представления о правильном питании.

Не менее интересны настольно-печатные игры «Что лишнее?», «Домино», «Мемо», «Части и целое», пазлы «Фрукты и овощи» и др.

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные дидактические игры: «Угадай по запаху», где по запаху или, как вариант, по вкусу дети отгадывают продукты питания; «Чудесный мешочек», в которой необходимо, не подсматривая, определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в мешочке; «Угадай и ответь» - узнать на ощупь, какая крупа находится в мешочках. Дидактическая игра «Поварята» превращает ребят в настоящих поваров. На липучках закреплены продукты, овощи, фрукты. Детям необходимо подобрать нужные картинки с изображением продуктов для приготовления определенного блюда (например, для супа – свекла, картофель, морковь, капуста, для компота – фрукты, ягоды), также дети могут приготовить свои блюда. Дидактическая игра «Пирамида здоровья» дает возможность познакомить детей с основными группами витаминов, в каких продуктах они содержаться, и какое влияние оказывают на наш организм. Так же предлагаю детям словесные дидактические игры «Вредно - полезно», «Съедобное - несъедобное», «Я знаю пять названий фруктов» и т.д. В ходе игр воспитанники усваивают представления о полезности продуктов питания, о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, о значении рационального питания для здоровья человека, о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Очень нравятся детям игры с мячом «Раз, два, три, не зевай, быстро блюдо называй», «Скажи наоборот» (кислый-сладкий и т.д.), «Назови ласково» и т.д.

Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе по формированию культуры питания посредством различных видов деятельности, удалось создать условия для расширения представлений детей о правильном питании, способствующем сохранению и укреплению здоровья.

Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении тех или иных продуктов. У воспитанников расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах.

 

 

 

свернуть